Технологические особенности возведения кессонных(кассетных) перекрытий.

 

Лоскутов И.С. Глотов Д.А. Плотников А.В.

под редакцией д.т.н., профессора Кантура О.В.

 

Работы по устройству кессонных (кассетных) перекрытий осуществляются в соответствии с рабочими чертежами, проектом производства работ, а также с соблюдением требований СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

При устройстве монолитных кессонных железобетонных перекрытий в условиях строительной площадки необходимо руководствоваться Строительными нормами и правилами и требованиями проекта производства работ. Качество выполнения опалубочных, арматурных и бетонных работ определяют общий технический уровень возведения конструкций, его надежность и долговечность.

При возведении кессонных перекрытий особое внимание следует уделять арматурным работам и установке элементов опалубки, которая должна производиться по проекту с надёжной фиксацией в проектном положении. Технологические отклонения положения элементов опалубки находятся в диапазоне отклонения геометрических размеров самих элементов опалубки и составляет не более 5мм в плане и 2мм по высоте.

Опалубка для кессонных перекрытий может применяться нескольких типов.

Первый тип – полностью самонесущая опалубочная система типа «SKYDOME» (рис.1, 2). Преимущества такой опалубки состоит в том, что нет необходимости использовать большое количество настила из фанеры или досок под инвентарные объемные элементы опалубки. При этом все элементы опалубки заводского изготовления и поставляются на строительную площадку комплектно.

Второй тип опалубки – комбинированный. Инвентарные элементы объемные элементы опалубки устанавливаются на настил из фанеры или досок (рис. 3). Преимущество такой опалубки состоит в том, что требуется меньше стоек и балок по сравнению с первым вариантом, но требуется настил из фанеры или досок.

Третий тип опалубки – опалубка полностью из фанеры (рис. 4). Объемные элементы изготавливаются  из ламинированной фанеры в условиях строительной площадки и устанавливаются на настил из ламинированной фанеры. Недостатком  такого типа опалубки является большой подготовительный период перед установкой опалубки. Однако он лучше всего подходит для строительства частных зданий при небольшой площади.

Одной из разновидностей опалубки третьего типа служит одноразовая картонная опалубка (рис. 5). Объемные элементы опалубки изготавливаются из картона и оборачиваются полиэтиленом. Выкройки из картона заказываются на заводе и на строительной площадке необходимо только сложить картонные коробки, которые служат объемными элементами опалубки. После демонтажа такой опалубки повторно использовать ее не представляется возможным, поэтому она подлежит утилизации.

Рис. 1. Кессонная опалубка первого типа на примере «SKYDOME» вид снизу.

Рис. 2. Кессонная опалубка первого типа на примере «SKYDOME» вид сверху.

 

Рис. 3. Кессонная опалубка второго типа.

Рис. 4. Кессонная опалубка третьего типа с объемными элементами из ламинированной фанеры.

Рис. 5. Кессонная опалубка третьего типа с объемными элементами из картона.

Монтаж опалубки первого типа производят в следующей последовательности:

1.    Расставляют телескопические стойки под концы и стыки несущих опалубочных балок (прогонов). При этом стойки фиксируют в вертикальном положении треногами;

2.    Несущие опалубочные балки (прогоны) укладывают в оголовки телескопических стоек. Конструкция оголовка позволяет осуществлять стык балок по длине «в стык». Укладку балок в оголовки производят вилочными захватами;

3.    По верху несущих балок (прогонов) укладывают инвентарные балки опалубки;

4.    Устанавливают объемные элементы опалубки;

5.    Размечают места установки бортовой опалубки; 

6.    Монтируют бортовые упоры, стойки ограждения и бортовую опалубку.

Принципы монтажа мелкощитовой опалубки первого типа представлены на рисунках 6-7 на примере опалубочной системы «SKYDOME».




Рис. 6. Установка несущих прогонов опалубки по телескопическим стойкам и монтаж инвентарных балок опалубки





Рис. 7. Установка инвентарных балок опалубки по несущим прогонам                                                 




                           

Рис. 8. Установка элементов «SKYDOME»

 

Аналогичная последовательность работ при установке опалубки по остальным двум типам. Только вместо инвентарных опалубочных балок укладывается настил из фанеры или досок.

В зависимости от конструктивных решений монолитное перекрытие армируется каркасами и сетками, соответствующими требованиям ГОСТов, из стали класса А- I , А- III , В- I, армирование рёбер можно производить плоскими и объёмными каркасами/

Арматуру следует монтировать в последовательности, обеспечивающей правильное ее положение и закрепление, исключающее смещение при бетонировании перекрытия. Для обеспечения защитного слоя бетона в соответствии с проектом необходимо устанавливать специальные фиксаторы.

Т.к. армирование арматура располагается в двух взаимно перпендикулярных направлениях каркасы ребер следует монтировать в 2 очереди.

Каркасы первой очереди монтируются без верхней арматуры, но с хомутами, установленными с шагом, предусмотренным проектом (рис. 9).

Фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона устанавливаются под каркасы 1-й очереди с шагом, предусмотренным ППР.

Рис. 9. Установка каркасов 1-й очереди.

Отсутствие верхней арматуры в каркасах 1-й очереди позволяет беспрепятственно уложить каркасы второй очереди. Каркасы второй очереди монтируются с нижней и верхней продольной арматурой и с хомутами, расположенными по всей длине каркаса (рис. 10).

Рис. 10. Установка каркасов второй очереди.

 

При монтаже каркасов второй очереди лишние хомуты, попавшие в пересечение ребер допускается демонтировать или сдвинуть (рис. 10).

После монтажа каркасов второй очереди устанавливается верхняя продольная арматура каркасов 1-й очереди (рис. 11).

Рис. 11. Установка верхней арматуры каркасов 1-й очереди.

После монтажа арматурных каркасов ребер осуществляется армирование полки отдельными стержнями или сварными сетками заводского производства.

Для бетонирования перекрытия применяется тяжелые бетонные смеси на обычном или мелкозернистом заполнителе классов по прочности на сжатие не ниже В15, а также легкие бетоны на пористых заполнителях классов по прочности на сжатие В12,5.

Крупность заполнителя определяется геометрическими размерами ребер и армированием.

Оптимальная подвижность бетонной смеси должна находиться в пределах 8 - 10 см, а водоцементное отношение - 0,4 - 0,6.

Процесс бетонирования не отличается от аналогичных процессов при монтаже обычных плоских или балочных монолитных перекрытий.

Для уплотнения бетона ребристой плиты рекомендуется использовать игольчатый вибратор диаметром не более 45мм. Последний погружается в уплотняемый слой вертикально или с небольшим наклоном. Погружение наконечника осуществлять быстро, после чего он, вибрируя, остается неподвижным в течение 10 - 15 сек., а затем медленно вытаскивается из бетонной смеси с тем, чтобы обеспечить заполнение смесью освобождаемого пространства. Уплотнение необходимо прекратить, когда оседание бетонной смеси не наблюдается, крупный заполнитель покрывается раствором, на поверхности появляется цементное молоко и прекращается выделение больших пузырьков воздуха.

Шаг перестановки игольчатого глубинного вибратора не должен превышать полуторного радиуса действия вибратора, который устанавливается визуально и зависит от подвижности бетонной смеси, степени армирования, формы конструкции.

При устройстве монолитных кессонных плит, уход за бетоном осуществляется аналогично бетонированию плит сплошного сечения.

Остальные требования и рекомендации, касающиеся возведения монолитных пустотных перекрытий аналогичны требованиям при возведении плит сплошного сечения.

Демонтаж опалубки производится захватками при использовании всех трех типов. Демонтируется один ряд стоек, балок и объемных элементов опалубки. Демонтаж производится через 1 ряд. Под свободные от опалубки ребра устанавливаются разгружающие стойки. На следующем этапе демонтируется  оставшаяся опалубка.

Внешний вид перекрытия снизу зависит от качества опалубочных работ и особенно от качества и жесткости объемных элементов опалубки.

 

 

Рис. 12. Вид кессонного перекрытия снизу при использовании опалубки первого типа.

Рис. 13. вид кессонного перекрытия при использовании одноразовой картонной опалубки.

 

Рис. 14. Внешний вид низа перекрытия при использовании опалубки  первого и второго типов после отделки.

 

Список литературы:

1.      Железобетон его расчет и проектирование. Рудольф Залигер. Перевод с немецкого Инж. Л.В. Рейнберг, Инж. Н.Н. Чечулина под редакцией Проф. П.Я. Каменцева.

2.      Р.А. Сагадеев. Современные методы возведения монолитных и сборно-монолитных перекрытий. Учебное пособие. Москва – 2008 г

3.      Л.Е. Линович. Расчет и конструирование частей гражданских зданий. Издание 8.  Издательство Будiвельник. Киев 1972 г.

4.      К.т.н. инж. В.И.Мурашев Расчет железобетонных элементов по стадии разрушения. ГОССТРОЙИЗДАТ 1938г.

5.       В.М. Оплачко, Напряженно-деформированное состояние железобетонных балок при высоких длительно действующих нагрузках. Одесский инженерно-строительный институт. 1970г.

6.      СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции»;

7.      СП 52-103-2007 Железобетонные монолитные конструкции зданий Москва 2007.

8.      СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

9.      СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство

10.   СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции

 

 
Наши партнёры