Введение

     Около средины 19-го века почти одновременно в Европе и Америке был случайно открыт новый строительный материал—железобетон. В настоящее время сравнительно новый материал приобрел много сторонников и защитников своего применения, но имеет и много противников, до сих пор относящихся к нему с исключительным недоверием.
     Теория лишь в дальнейшем и тоже недавно подвела надежный научный фундамент под это открытие. Новая, базирующаяся на гипотезах, теория нуждалась в опытах, в наблюдениях над сооружениями, доведенными до разрушения.
     В начале своего существования железобетон дал немало катастроф, иногда очень крупных. Эти катастрофы временами колебали доверие к новому материалу, но принесли и большую пользу, так как заставили научные силы проникнуть в сущность происшествий и в причины, их вызвавшие.Из таких катастроф и разрушений следует отметить: 
1) имевшие место в начале этого столетия и 2) имевшие место недавно в Швейцарии, Германии и Швеции.
     Первые годы текущего столетия ознаменовались несколькими крупными катастрофами, которые принесли ту пользу, что, обратив внимание правительственных учреждений и ученых технических обществ, привели к весьма обстоятельным исследованиям нового дела и тем самым дали сильный толчок к его развитию.
    После крупной катастрофы с железобетонным мостиком, сооруженным акционерным обществом Матрай на Всемирной Парижской выставке 1900 г., произошло крушение в Базеле на работах концессионера Геннебика. Относительно случая с мостиком, вызвавшего большой переполох, выяснилось впоследствии, что железобетон здесь ни при чем, так как вырытые рядом с быком моста котлован для резервуара и канал для коллектора сточных вод вызвали сдвиг быка и обрушение пролетной части.
     Для выяснения причин крушения в Базеле швейцарское правительство назначило экспертизу, в состав которой вошли известные ученые Риттер и Шюле. Экспертиза выяснила, что здесь несчастный случай произошел от причин, совершенно не зависящих от свойств железобетона. Но результатом этой катастрофы явилось издание одним из экспертов, профессором Риттером, монографии, в которой были подвергнуты весьма обстоятельной критике эмпирические приемы расчета Геннебика. Критика эта имела впоследствии большое влияние при издании норм расчета и производства железобетонных работ.
     Несколько лет тому назад в Северной Германии произведено обследование ряда железобетонных мостов инженером Перкуном, опубликовавшим неудовлетворительные результаты обследования. Известный мостовой инженер Бюлер произвел детальное обследование шести швейцарских железобетонных мостов. Обследование заключалось в определении с одной стороны
числа, характера, глубины, протяжения и расположения трещин, а с другой—степени поражения железной арматуры ржавчиной.
    В Швейцарии, так же, как и в Германии, обнаружены трещины, доходящие до железной арматуры. Происхождение этих трещин объясняется прежде всего неправильными приемами, допущенными при производстве работ,
затем — промахами проекта.
    Почти одновременно в Швеции установлено много случаев разрушений и повреждений железобетонных труб, мостов и гидротехнических сооружений.
    При этом удалось установить, что в некоторых случаях основание или грунтовые воды заключают кислоты, вредно влияющие на бетон. В других случаях причиною разрушения железобетонных сооружений являлись недоброкачественный материал, неправильная пропорция составных частей и т. д.
    Вывод опять-таки получился такой, что изготовление железобетонных конструкций должно производиться с исключительной тщательностью, а во-вторых, что не всякий грунт является подходящим для бетонного сооружения.
    Очень важным является знакомство с фактами, неблагоприятно влияющими на срок службы железобетона.
    В Швеции также соответствующими органами были предприняты поставленные на широкую ногу исследования над пробами бетона различных пропорций и исследование песка. Обращено внимание на химический анализ почвенных вод для суждения о содержании вредных кислот и солей.
     В одном случае при исследовании наткнулись на следующее обстоятельство. При постройке фундамента здания схватывание бетона не закончилось в течение шести недель. Взятый из того же карьера песок оказался очень загрязненным. Бетонные пробы с этим песком дали следующее. Песок в нормально влажном состоянии давал удовлетворительные результаты, а подсу-
шенный песок давал неблагоприятные результаты.
     Что касается влияния на бетон грунтовых вод, даже содержащих вредные кислоты, то ему придают второстепенное значение, при условии, чтобы бетон был достаточно плотный и водонепроницаемый.
     Наблюдалось, что строительные материалы размягчаются грунтовой водой, содержащей углекислоту.
     Кислотоупорный цемент при сооружении железобетонных конструкций может дать материал, сопротивляющийся вредному химическому воздействию. Таким свойством обладает, напр., глиноземистый цемент.
    И здесь, таким образом, пришлось вернуться к прежним выводам, а именно, что непосредственными причинами крушений являются:
 1) невежество конструктора; 2) несоблюдение пределов допускаемых напряжений; 3)температурные влияния; 4) недоброкачественный материал; 5) неумелое, недобросовестное или неряшливое исполнение работ; 6) разные случайные причины; 7) вредное влияние окружающей среды; 8) действие стихийных сил.
   В настоящее время, с созданием научно обследованной теории, проверенной опытом, железобетон может считаться материалом, незыблемо стоящим на ряду с другими, освещенными давностью времени, материалами.
 
Наши партнёры